Четверг, 28.03.2024, 11:44
Приветствую Вас Гость

династия Добычиных

Богатое наследие



Трудовая биография династии Добычиных началась в 1867 году

Вечная дискуссия – передаются ли талант и способности по наследству? Считается, что, мол, природа на потомках частенько отдыхает. Однако нередко бывает так, что настоящее, нужное для людей дело, становится семейным, и уж тогда приобретенная профессия передается из поколения в поколение.

Сейчас в России, пожалуй, немного осталось кузнечных, гончарных, скорняжных кланов, однако для железнодорожных профессий сохранение и умножение трудовых династий – явление нередкое. Из этой славной когорты семья Добычиных, чей трудовой железнодорожный стаж ведет свое начало со второй половины XIX века. Рождение династии связано с образованием 23 ноября 1867 года локомотивного депо Моршанск, которое сейчас является одним из старейших на Куйбышевской железной дороге.

На нашей магистрали, которая отмечает в эти дни свое 135-летие, практически всегда складывалось так, что трудовые династии – группы работников, связанные родственными узами и имеющие большой стаж – составляли ядро, стержень коллективов предприятий. Такой группой трудолюбивых, добросовестных, пользующихся большим уважением работников, в коллективе локомотивного депо Моршанск и являются Добычины.

- Начиналось все так, - рассказывает хранитель музея локомотивного депо Владимир Бит-Зая. – В 1867 году три сына жителя Моршанска Андрея Добычина устроились на железную дорогу. Среди них и основатель династии Николай, который проработал в депо целых 52 года, а его дети также стали железнодорожниками. После революции 1917 года он, машинист паровоза, был одним из активных участников стачечной борьбы. Тогда деповчане отказались выходить на работу, и в знак протеста даже завалили в поворотном круге локомотивы. Брат Николая, столяр в депо Иван Добычин, был главным организатором этой забастовки, а Николай чуть позже этих событий стал руководителем уездного исполкома.

Его сын Михаил, как и отец, тоже работал машинистом, сын Александр – помощником машиниста, сын Василий восстанавливал железнодорожные пути и возводил дорожные постройки, сын Федор был в депо секретарем первичной комсомольской организации.

Известно, что последний, как и все Добычины, был человеком с активной жизненной позицией. После окончания тяжелой Гражданской войны Федор предложил своим товарищам отремонтировать паровозы, которые мертвым грузом стояли в цехах. Инициативу эту трудовой коллектив поддержал, и люди работали подобно строителям узкоколейки в знаменитом романе Николая Островского «Как закалялась сталь» – ночами и сверхурочно – пока не восстановили всю технику.

Особая роль в истории депо принадлежит Вячеславу Александровичу Добычину, который руководил этим предприятием в течение 15 лет. В 1945 году он окончил Пензенский техникум железнодорожного транспорта и вернулся в Моршанск, на родное предприятие. «Парень хваткий и настойчивый», говорили о нем коллеги, поэтому не удивительно, что вскоре он стал помощником машиниста на особом «комсомольском» паровозе.

Бригада, в которой трудился Вячеслав, добивалась вождения тяжеловесных поездов. В 1949 году его наградили знаком «Отличный паровозник», через год он уже машинист, водит тяжеловесные поезда, еще через пять лет Вячеслав Александрович оканчивает учебу в институте и становится машинистом-инструктором тепловозов. Он подготовил около двухсот профессионалов, а начальником депо стал в 1963 году. Под его руководством предприятие неоднократно занимало первые места в дорожных соревнованиях. Сейчас Почетный железнодорожник Вячеслав Добычин находится на пенсии.

Еще один внук основателя династии – Юрий Александрович Добычин – тоже работал машинистом - инструктором колонны, которая неоднократно признавалась лучшей на дороге по вводу опаздывающих пассажирских поездов в график.

Его сын Сергей Юрьевич Добычин ранее был дежурным по депо, сейчас же работает в Моршанской дистанции гражданских сооружений, а его племянник Сергей Александрович Добычин трудится в депо слесарем топливной аппаратуры.

Братья последнего – Владимир и Валентин – продолжают семейное дело. Они – машинисты.

Правнук основателя династии – Валерий Вячеславович – трудится заместителем начальника депо по эксплуатации. Его супруга тоже железнодорожница – бухгалтер в Моршанской дистанции пути, дочь Ираида – инженер станции Моршанск, вторая дочь – дежурный по станции, но уже на Красноярской железной дороге.

Отдельная ветвь династии пошла и от правнучки первого железнодорожника Добычина, от Маргариты Вячеславовны, главного бухгалтера Моршанской дистанции пути. Ее сыновья – Александр и Роман Нечаевы тоже пошли по стопам своих предков. Первый сегодня трудится в должности заместителя начальника Моршанской дистанции пути, второй – машинист ССПС-4.

Вот такие они, Добычины, – люди с активной жизненной позицией, первые в работе, в трудных для страны ситуациях делающие все для развития родного предприятия. Настоящие труженики! В эти праздничные для всей Куйбышевской магистрали дни хочется пожелать им здоровья, счастья, удачи, благополучия и веры в лучшее.



"Куйбышевский железнодорожник" 

Автор: Валерий Еркин

Дата: 30 октября 2009